Страница:
Я просто объясняю, какую (основную) мысль хотели выразить авторы своей книгой. А мысль не может быть многозначной - тогда она не мысль уже, а поэтическая строчка.
* * *
Вопрос: 5. Спасибо Вам большое за книги АБС, но отдельное спасибо - за Голованов. Они у Вас получились совсем настоящими! Как же это они с люденами дружат, а? И как им удалось такого достичь, и, особенно, как им удается "выдерживать такой уровень"? Или они для люденов - как нормальные собаки для нас?
Егоров Евгений klen@iname.ru San Diego, USA - 03/25/00 18:22:15 MSK
Голованы стремятся примкнуть к той галактической расе, которая кажется им самой мощной. Наткнулись на землян - подружились с землянами; встретились с люденами - переметнулись к люденам. Они очень практичны и деловиты, наши голованы.
* * *
Вопрос: 6. Очень жаль, что нет (?) перевода Жука на английский. Я знаю многих и многих американцев, на которых эта книга произвела бы сильное впечатление. Мой приятель даже как-то переводил Жука своим друзьям в устном чтении, и их здорово проняло. Мне кажется, проблема не в том, что у них качество читателя ниже, а в том, что издатели у них не имеют никакого представления о читателях. У меня есть книжка Пелевина по-английски, так ее уже дважды копировали на ксероксе. Такой вот Самиздат по-американски...
Егоров Евгений klen@iname.ru San Diego, USA - 03/25/00 18:24:09 MSK
Почему же нет? В США "Жук" выходил, помнится, в начале 80-х.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Составляю Генеральный свод русской лексики. Имею почти все Ваши произведения в компьютерной форме. Как Вы смотрите на проект частотного словаря Вашей лексики. Делали ли Вы сами попытки составить свой словарь терминов, персоналий, топонимов и т.п. по своим произведениям?
Сергей Владимирович Лесников gowor@online.ru Сыктывкар, Россия - 03/25/00 18:26:09 MSK
Сам я ничем подобным не занимался, но знаю, что работы такого рода существуют. Опубликована "АБС энциклопедия" (словарь терминов, персоналий, топонимов). Есть "Цитатник" - скрупулезный анализ всевозможных цитат (скрытых и открытых), используемых в произведениях АБС. Что-то слышал я и насчет частотного словаря, но толком не упомню. Может быть, БВИ поможет?
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Как Вы считаете, Ваши комментарии не могут "покалечить" уже созданные Вами миры? Имеет ли смысл "разжевывать" произведения для читателей?
Дмитрий Усольцев udv@online.sinor.ru Новосибирск, Россия - 03/25/00 18:29:49 MSK
Я не верю, что какой-либо авторский комментарий способен "покалечить" читательское восприятие текста. Разочароваться в АВТОРЕ - да, такое возможно, но не в тексте (если текст понравился). "Разжевывать", разумеется, ничего не надо. Но почему не ответить на вопросы, которые у читателя возникли? Иногда это идет на пользу обеим сторонам.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Меня долго мучил такой вопрос: как в Ваших произведениях уживаются разные представления о Будущем (я имею в виду "Будущее", как его представляли фантасты в 50-е, 60-е, 70-е и т.д. годы)? Вы, помнится, сами уделили внимание этой проблеме в "Понедельнике", когда заставили бедолагу Привалова путешествовать по разным версиям будущего. У вас в каждой "Вашей" эпохе (Ваш 21 век, ваш 22 век) с каждым новым произведением наблюдается качественный прогресс, и мир, как технологически, так и морально нравственно меняется (а по произведениям время-то одно и то же). Это, конечно, можно объяснить тем, что Вы развиваетесь как писатели (да и времена меняются - меняется и Будущее). Но Ваш мир - это ведь взаимосвязанный цикл произведений! Как вы с Аркадием Натановичем для себя решали проблему этих нестыковок? Это интересно, так как один и тот же мир у Вас - это и мир коммунаров, и мир процветающего либерализма, и мир тотального надзора (я только про Ваш 22 век). И Вы знаете, ИМЕННО ПОЭТОМУ Ваши произведения мне интересны ВСЕ ВМЕСТЕ (это другая сторона моего огромного интереса к Вашим произведениям, в отличие от любви к отдельным Вашим вещам). Ответьте, пожалуйста, что Вы думаете по этому поводу?
Влад vvv1313@mail.ru Краснодар, Россия - 03/25/00 18:31:29 MSK
Я не могу согласиться с Вами. Весь Мир Полудня - един с точки зрения АБС. Там нет никаких противоречий. Просто в разных романах этот мир раскрывается разными гранями. Никакой проблемы "нестыковок" для нас не существовало (и не существует). В частности, нет в этом мире никакого "тотального надзора", есть контроль за опасными флуктуациями прогресса, и этот контроль отнюдь не противоречит "процветающему либерализму".
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Разрешите задать несколько вопросов. 1. В произедениях АБС (по крайней мере в Мире Полудня) прослеживается четкое деление живых существ на обладающих разумом и не-разумных. Иногда люди ошибаются в своих оценках, но сами категории выглядят как очень четкие. Как люди Полудня (ну или по крайней мере конкретные его представители - АБС) их различают?
Влад vvv1313@mail.ru San Diego, USA - 03/25/00 19:15:34 MSK
Это - проблема! Четкой формулировки нет - по той простой причине, что нет ясного и однозначного ОБЩЕГО определения Разума, разумности. Приходится действовать интуитивно, прибегая иногда к весьма частным определениям, вроде: "Украсть может и обезьяна, но только человек способен вернуть украденное".
* * *
Вопрос: Здравствуйте, Борис Николаевич! Во-первых - спасибо. Книги братьев Стругацких значили и значат для меня очень много. И хочу спросить: Ваше отношение к вечному вопросу о цели и средствах? Как Вы считаете сейчас и всегда ли Вы так считали?
Александр Клименко alex@rovno.minjust.gov.ua Ровно, Украина - 03/26/00 18:18:01 MSD
Всегда, сколько себя помню, считал, что цель НЕ оправдывает средства. Она, скорее, диктует их.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович, мне бы очень хотелось бы узнать ваше мнение по поводу фантастики с социальным уклоном. Поскольку она лично мне очень интересна (ставит вопросы по реальным проблемам). В последнее время, на мой взгляд у нас засилие сочинений в стиле экшен далеко не лучшего качества. И еще, я сам пишу, мог бы я как-нибудь отправить вам нечто (выборку) из своей литературщины?
Рождаев Виталий mmm@kovsheg.kiev.ua Киев, Украина - 03/26/00 18:23:10 MSD
К социальной фантастике отношусь самым благожелательным образом, но все зависит от конкретной книги и конкретного автора. Выборку можете прислать "на общих основаниях": 1. Объем не больше 40Кб; 2. Отвечу Вам только в том случае, если текст мне понравится. В противном случае - "молчание".
* * *
Вопрос: Добрый день, Борис Натанович! Как по-Вашему, отдал все-таки Малянов свою папку Вечеровскому, или нет?
Мурад Murad@iatp.baku.az Баку, Азербайджан - 03/26/00 18:29:20 MSD
Думаю, все-таки отдал. Куда деваться?
* * *
Вопрос: Добрый день, уважаемый Борис Натанович, хотел задать вам простой вопрос, недавно я прочитал ваши заметки о том, как вы писали повесть "За миллиард лет до конца света", там упоминалось, что идея пришла к вам при прогулках в поселке Комарово (Лен. обл.)...
Павел propavel@mail.ru С-Пб, Россия - 03/26/00 18:30:37 MSD
Наверное, речь идет все-таки не о "Миллиарде...", а о "Пикнике"?
* * *
Вопрос: ...я сам там снимаю дачу, и интересно ваше мнение по поводу этого места, и пейзажи в "Пикнике" очень похожи с природой данного места , не было ли каких-то определенных мест. Заранее благодарен вам за ответ. А также спасибо вам за ваши книги, они были со мной в самые трудные периоды жизни и всегда мне помогали (даже на высоте 6000 метров в Гималаях).
Павел propavel@mail.ru С-Пб, Россия - 03/26/00 18:31:20 MSD
Природа тех мест безусловно очаровательна, но что-то я не помню, где и как она упоминается в повести.
* * *
Вопрос: Здравствуйте! Прошу извинить за нескромный вопрос и неправильный русский язык. Возникали ли в вашей жизни проблемы, связанные с вашей национальностью? Просто ваши произведения не похожи на стандартные коньюктурные вещи космополитов.
Дмитрий rudis@colloid.chem.msu.ru Столица, Россия - 03/26/00 18:35:21 MSD
Хм. Вопрос не совсем понятен. Вообще-то я русский, и в связи с этим обстоятельством проблем у меня не возникало никогда. Но вот отец у меня был еврей, и это, действительно, неоднократно приводило к проблемам определенного рода. Интересно было бы также уяснить себе, что подразумевается под "стандартными конъюнктурными произведениями космополитов"? Самый знаменитый космополит всех времен и народов это Иосиф Флавий. Вы имеете в виду его? Или (как это происходило в достославном 1948-м) подразумеваются просто "лица еврейской национальности"? Но они все писали по-разному и далеко не всегда бывали конъюнктурны - во всяком случае любим мы их не за это. Бабель, Ильф, Мандельштам, Пастернак, Гроссман, Эренбург... Жванецкий, в конце концов. Уважаемые коллеги! В связи с моим отъездом на "Аэлиту" публикация ответов БНС прерывается до 10 апреля и будет возобновлена сразу же после моего возвращения.
БВИ bvi@rusf.ru Абакан, Россия - 03/26/00 18:36:15 MSD
БВИ.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович, мой вопрос не относится к литературе. Ваше отношение к нынешним депутатам в кандидаты и кого бы вы хотели видеть президентом РФ?
Людмила Lydmila1@iname.ru Москва, Россия - 03/26/00 18:37:54 MSD
Я уже отвечал на аналогичный вопрос. Конкретно: в первом туре буду голосовать за Явлинского, во втором (если он состоится) - за Путина. А президентом хотел бы видеть Чубайса.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! В ответе на один из вопросов Вы сказали, что хотели бы видеть президентом Чубайса. Неужели это правда?! Автор прекрасных произведений отдает свой голос за мошенника? Возможно, я неправ, но мне кажется, что настоящим художникам омерзительны такие люди, как Чубайс. Объясните, пожалуйста, свою позицию.
Сергей s_erge@chat.ru СПб, Россия - 04/12/00 14:19:18 MSD
Не надо повторять злобных вымыслов и домыслов, изобретаемых политическими и идеологическими противниками Чубайса и повторяемых доверчивыми дурачками. Насколько я знаю (а у нас есть общие знакомые), Чубайс безукоризненно честный и порядочный человек. Разумеется, настолько, насколько может быть честным и порядочным человек, занимающийся большой политикой.
* * *
Вопрос: Добрый день, Борис Натанович! На страницах еще каких ваших произведений я могу встретиться с героями повестей "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка о тройке"?
Мурад Murad@iatp.baku.az Баку, Азербайджан - 04/12/00 14:21:30 MSD
Увы, ни на каких больше. Эти страницы так и остались ненаписанными.
* * *
Вопрос: Борис Натанович, два вопроса, если не возражаете. 1. Не возник ли Иван Жилин под воздействием Ивана Гирина из ефремовского "Лезвия бритвы"?
Марина Степанова marina@stolica.ru Москва, Россия - 04/12/00 14:24:26 MSD
В высшей степени сомнительное предположение! Жилин появился в "Пути на Амальтею" - задолго до "Лезвия бритвы". Да и не похож он на Гирина, по-моему.
* * *
Вопрос: 2. Неужели такой прекрасный фрагмент "Хищных вещей века" - про будущих педагогов и воспитателей, которые снимут последнее проклятие в самой бескровной и самой трудной войне, - возник лишь в качестве "прикрытия", как результат давления редакторов?
Марина Степанова marina@stolica.ru Москва, Россия - 04/12/00 14:25:42 MSD
Представьте себе. Авторы отнюдь не считали этот фрагмент "прекрасным". Они относились к нему, как к неизбежному злу и вынужденной залипухе. Авторы полагали, что нарисованная в ХВВ проблема настолько серьезна и опасна, что не терпит простых и наглядных решений. Сто лет, и ни поколением меньше. А скорее всего, еще дольше. И никаких реально существующих педагогов на горизонте...
* * *
Вопрос: Уважаемый БНС! ЗАЧЕМ бронетанковому командиру Репнину, собственно, понадобилась целая необитаемая планета? У меня, конечно, есть на этот счет несколько предположений, но хотелось бы услышать Вашу авторскую версию.
Андрей northerner@mailru.com Deutschland - 04/12/00 14:29:25 MSD
Насколько я помню, Саул просто не находил себе места. Его мучала совесть. Ему было не по себе в теплом безопасном мире, в который он сбежал от своей реальности. Он хотел быть подальше от людей. И от Земли. И ему очень хотелось быть на равных с людьми будущего. В этом смысле дикая необитаемая планета - место почти идеальное.
* * *
Вопрос: И еще: почему Саул так боялся собак? Связано ли это каким-то образом с его лагерным прошлым заключенного?
Андрей northerner@mailru.com Deutschland - 04/12/00 14:33:02 MSD
Безусловно связано. И самым тесным образом. Я не знал ни одного (бывшего) зека, который относился бы к большим собаком с симпатией и без страха.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Пользуясь случаем, задам еще один вопрос. Как я понял, вы являетесь поклонником и знатоком творчества Станислава Лема (я, к слову, тоже, по крайней мере, первое). Как Вы расцениваете его "Магелланово облако"? Ведь нельзя не заметить, что роман вышел слабее остальных его произведений и в сущности нехарактерен для писателя (хотя бы потому, что здесь в первый раз КОНКРЕТНО затронута тема коммунизма, что больше напоминает общий стиль Ефремова). Можно ли предположить, что это было "данью" соцстрою или же на Ваш взгляд существует другая причина?
Андрей northerner@mailru.com Deutschland - 04/12/00 14:35:12 MSD
Это было такое время, когда все писали социальные утопии. В социалистической Польше (как и в СССР) утопии могли быть (разрешались цензурой) только коммунистические. Думаю, главная причина появления "Облака" именно в этом. Интересно, что, насколько я знаю, Лем терпеть не может этого своего романа и никому не позволяет переиздавать его.
* * *
Вопрос: И все же по поводу спецслужб. Не станете же Вы утверждать, что такие люди, как Сикорски не нужны. Кто же будет оберегать общество от напастей и брать на себя ответственность?
Роман Пехов pekhov@mail.ru Екатеринбург, Россия - 04/12/00 14:44:38 MSD
Никогда не утверждал подобных глупостей. И спецслужбы нужны, и такие люди, как Сикорски (к которому авторы всегда относились с большим уважением и симпатией) - тоже. Речь ведь совсем о другом: пока такие спецслужбы будут существовать, будут обязательно гибнуть ни в чем не повинные люди, - даже если во главе спецслужб будут стоять такие бескорыстные, порядочные и субъективно порядочные чиновники, как Сикорски.
* * *
Вопрос: 1) Не выходили ли на Вас какие-нибудь люди из Воронежа, что-нибудь типа клуба или общества любителей творчества?
Алексей imbrion@mail.ru Воронеж, Россия - 04/12/00 14:49:07 MSD
Откровенно говоря, не помню. Может быть, и выходили.
* * *
Вопрос: 2) "Град обреченный"... Там мир писался, как отражение нашей тогдашней страны, или это, так сказать, чистилище, в которое попадают люди, у которых невозможно определить судьбу после смерти, и которые, пройдя его, получают второй шанс, то есть картинка такова: наш мир -" мир эксперимента -" наш мир или ад... Или это просто круги, по которым проходит человек... мир1-эксперимент-мир2... т.е. как бы человек после смерти попадает на следующий круг и все... Кто прав? Как на самом деле? Ответьте, пожалуйста, а то мы тут скоро глотки посрываем спорить...
Алексей imbrion@mail.ru Воронеж, Россия - 04/12/00 14:50:14 MSD
Объективно - Град, это мир, в котором реализуется некий эксперимент над человечеством вообще и над отдельными людьми, в частности. Субъективно (с точки зрения Андрея, например) - это круг испытаний, который он (Андрей) проходит, узнавая нечто существенное о жизни и о себе. Если угодно квинтэссенция реальной жизни.
* * *
Вопрос: В "Граде обреченном" есть небольшая дискуссия по поводу талантливых и бездарных писателей и их произведений. Делается вывод о том, что сколько писателя не корми, сколько не плати - лучше писать не станет, хотя, с другой стороны, мы знаем вполне благополучных (материально обеспеченных) и при этом талантливых авторов. А Ваш писательский опыт - он говорит о том же? Просто интересно, когда Вам лучше писалось: когда Вас признавали и принимали, или когда все писалось заведомо в стол?
Влад vvv1313@mail.ru Краснодар, Россия - 04/13/00 14:00:12 MSD
Лучше всего писалось тогда, когда мы были ЕЩЕ молоды и полны идей, но УЖЕ достаточно опытны и набили руку. Война с цензурой, нападки властей - это все, конечно, играло свою роль, но очень трудно однозначно сказать: положительную или отрицательную. Субъективно это было, разумеется, мучительно и дьявольски болезненно. Но объективно это делало нас более изощренными и заставляло работать буквально на износ (что для писателя полезно). С другой стороны, из-за этого проклятого давления мы многого не написали, что хотелось бы написать, и, наоборот, писали то, без чего можно было бы спокойно обойтись. Так в свое время не был "правильно" написан роман о человеке, жизнь которго двигалась по замкнутому кругу, но зато был написан, скажем, "Малыш", который мы спокойно могли бы не писать вообще. Впрочем, все это чертовски субъективно (многие и многие читатели, я знаю, со мной не согласятся). Теперь, с высоты опыта я могу утверждать только одну (довольно банальную) истину: нужна искра божия и трудоспособность, а все остальное вторично и третично.
* * *
Вопрос: Такой вопрос (простите за наивность). Наставник в "Граде" - это совесть?
Влад vvv1313@mail.ru Краснодар, Россия - 04/13/00 14:10:50 MSD
Да. Об этом в тексте сказано практически впрямую.
* * *
Вопрос: Или здесь все глубже? Вообще, идея Совести, которая экспериментирует над людьми - это потрясающе!
Влад vvv1313@mail.ru Краснодар, Россия - 04/13/00 14:12:23 MSD
Так вопрос авторами никогда не ставился. Но Ваше право его поставить именно так. Действительно, звучит недурно. Особенно, если учесть, что, на самом деле, вся жизнь человеческая есть сплошное экспериментирование с собственной совестью.
* * *
Вопрос: Борис Натанович! Вот и наступил тот самый 2000 год, который для многих людей (и, прежде всего - писателей-фантастов) олицетворял некий Рубикон, символический переход от "настоящего" к "будущему". Есть ли у Вас такое ощущение, что Вы живете в том самом наступившем, наконец-таки, "Будущем"? Ведь, по большому счету, то самое фантастическое Будущее наступило еще в 90-х (мы, правда, судя по книгам, должны были к этому времени уже побывать на Марсе, слетать к Юпитеру (см. "Одиссею" Кларка) и т. д. Ведь мы ждали этого самого 2000-го года именно как наступления Будущего, не правда ли? И можно ли говорить о каком-либо качественном скачке в сознании, мироощущении человека и общества в целом? Ведь мы так любим все подгонять к красным датам! Как Вы считаете?
Влад vvv1313@mail.ru Краснодар, Россия - 04/13/00 14:15:00 MSD
Ну, конечно же, все это - "магия круглых цифр". Никакого "скачка" нет, да и быть не может по определению. В конце концов, половина населения Земли живет вообще по другим летоисчислениям, и наш 2000-й для них не является ни круглым, ни вообще чем-либо знаменательным. Другой вопрос, наступил ли уже XXI век, или мы еще некоторое время еще будем жить в ХХ? Я имею в виду слова кого-то из великих, высказавшегося в том смысле, что XIX век наступил раньше времени - в 1793 (Французская революция) и кончился только в 1914 (Первая мировая). У меня такое впечатление, что ХХ век кончится отнюдь не в 2000-м году, он еще задержится на планете, а событие, которым откроется XXI, еще впереди.
* * *
Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович! Скажите, а кем и где работала Лола из "Лебедей"? А также родители того прыщавого нигилиста и парня в трусах? И сноха Тедди?
Felix Kogan koganf@deshaw.com New York, USA - 04/13/00 14:17:44 MSD
Хороший вопрос! Признаюсь, авторы совсем над этим не задумывались. Лола точно - жила, главным образом, на алименты, а вот все прочие перечисленные? Не знаю. Наверное (и даже наверняка) это не суть важно. Подразумевается, что творческой личностью никто из них не был. "Простые люди".
* * *
Вопрос: Еще вопрос: кому принадлежала гостиница и санаторий (наверное, муниципалитету, правильно)?
Felix Kogan koganf@deshaw.com New York, USA - 04/13/00 14:18:45 MSD
Гостиница принадлежала муниципалитету, а санаторий - Департаменту здравоохранения.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Неужели Вы всерьез считаете апостола Павла, Толстого, протопопа Аввакума, Игнатия Лойолу слабыми людьми?
Grigoriy greg_ko71hotmail.com Toronto, Canada - 04/13/00 14:20:59 MSD
Вот странный вывод из моих слов! Когда я говорю, что религиозность, как правило, присуща людям слабым, я, естественно, имею в виду чисто статистическую закономерность. Что-нибудь вроде: среди "слабых" людей доля религиозных 60%, а среди "сильных" - 20%. (Цифры, разумеется, условные). Просто чем человек слабее и незащищеннее, тем больше вероятность того, что он прибегнет к покровительству высших сил. Как бы они ни назывались: Бог, мощная политическая партия, мафия, Сатана, в конце концов.
* * *
Вопрос: 1. Как бороться с пьянством?
И.Р.Афанасьев igafan@super.spec.net Челябинск, Россия - 04/14/00 15:01:08 MSD
Не знаю. Общего рецепта сегодня не существует. А в каждом конкретном случае надо применять свои, специальные приемы. Я, впрочем, не знаю (лично) НИ ОДНОГО человека, который сумел бы победить этот порок.
* * *
Вопрос: 2. Почему рост цивилизованности ведет к снижению деторождаемости, да и вообще отказу от секса?
И.Р.Афанасьев igafan@super.spec.net Челябинск, Россия - 04/14/00 15:05:04 MSD
Насчет деторождения, насколько я знаю, это не совсем верно. Рождаемость высока у малообразованных и бедных, потом она падает с ростом состоятельности, а при достижении еще более высокого уровня благосостояния снова начинает расти. А насчет секса, - я такое вообще в первый раз слышу. По-моему, цивилизованность на это дело никак не влияет.
* * *
Вопрос: 3. Хотите ли Вы в космос?
И.Р.Афанасьев igafan@super.spec.net Челябинск, Россия - 04/14/00 15:10:42 MSD
Нет. Зачем?
* * *
Вопрос: 4. Почему Вы отказались от легких форм: рассказов, зарисовок и др.?
И.Р.Афанасьев igafan@super.spec.net Челябинск, Россия - 04/14/00 15:22:06 MSD
Не знаю. В какой-то момент (случилось это в самом начале 60-х) мы вдруг почувствовали, что нам неинтересно писать рассказы. То, что мы придумывали, в рассказ больше не помещалось. Так что мы не то, чтобы "отказались писать рассказы", - мы полюбили писать повести.
* * *
Вопрос: 5. В какие игры Вы играете (особенно на компьютере)?
И.Р.Афанасьев igafan@super.spec.net Челябинск, Россия - 04/14/00 15:24:54 MSD
Последние лет десять я только на компьютере и играю. Предпочитаю стратегические игры. "Панцер-дженерал", например.
* * *
Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович! Извините за несерьезный вопрос, но мне с детства интересно знать: как Змея Горыныча запихивали в цистерну? Тут ведь вот какое дело: Змей Горыныч, судя по всему, находится в близком родстве с драконами, а на драконов, как нам известно из всякой драконоведческой литературы, магия ну никак не действует. Таким образом, трангрессировать "родимого" в энту цистерну невозможно! Я задавал этот вопрос моему родителю. Отец, будучи физиком, выдвинул соответствующую гипотезу: Змея Горыныча вывели искуственным путем внутри цистерны. Я же полагал, что цистерну соорудили вокруг уже сформировавшегося Змея. Кто из нас прав? А если никто, то что Вы думаете по этому поводу?
И.Р.Афанасьев igafan@super.spec.net Россия - 04/14/00 15:26:36 MSD
Здесь нет ничего загадочного. Хорошо дрессированного Змея Горыныча ничего не стоит уговорить залезть не то что в цистерну, - в подводную лодку. Это дело техники и сноровки.
* * *
Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович. Прочла недавно в "Итогах" что Герман снимает в Чехии "Трудно быть богом". Из вашего интервью с Хрусталевой я поняла, что Вы надеетесь на хороший фильм. Не расскажете ли, как Вы сами относитесь к уже существующей экранизации Вашей книги, которую поставил Петер Флейшман в 1989 г., и участвовали вы в этой работе лично? Извините, если такой вопрос вам уже задавали, но я очень люблю эту книгу, и все, связанное с ней меня очень волнует.
Оксана petrovao@yahoo.com Miami, USA - 04/14/00 15:33:38 MSD
Фильм Фляйшмана был поставлен без нашего участия, против нашего желания, по плохому сценарию, и получился он, по нашему с АН общему мнению, очень плохим. Есть такое слово - "залипуха". Это - как раз о таких вот фильмах. Надеюсь, что с Германом нам повезет больше.
* * *
Вопрос: Здраствуйте, Борис Натанович. Я хочю поблагодарить вас за книги, на которых я вырос. Вы задали мне высокую жизненную планку, ниже которой я прыгать не хочу. Я боюсь повториться, но все же спрошу. Над чем вы работаете? Появятся ли новые книги?
Павел Широков Shirokov@mail.ru Обнинск, Россия - 04/14/00 15:38:51 MSD
Я никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не отвечаю на эти вопросы. Причин тому много, я назову только одну: еще в незапамятные времена было нами замечено, что стоит только хоть кому-нибудь, хоть что-нибудь, пусть даже вскользь рассказать о текущей работе, - все: работа идет насмарку, и проект гибнет, даже толком не начавшись. "Никогда не говори: делаю, - всегда говори только: сделал". Отличное правило. Всячески рекомендую.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! А не могли бы Вы рассказать, на чем основан принцип "никогда, ни при каких обстоятельствах не выступать по ТВ"?
Павел Широков Shirokov@mail.ru Пермь, Россия - 04/14/00 15:40:34 MSD
Это - чисто личное, и никого не должно интересовать. Могу Вас, впрочем, заверить, что ничего трагического или хотя бы общественно-значимого в причинах возникновения этого принципа нет.
* * *
Вопрос: Я думаю, все возможные вопросы задавались неоднократно. И все-таки, почему вы решили вплести в лейтмотив "Миллиарда лет" стихотворение Есано Акико, опустив при этом название этого стиха?
Илья iler@chat.ru Россия - 04/14/00 15:43:20 MSD
Этот прием называется "скрытое цитирование". Прием, достаточно рапространенный и весьма эффективный. Приводить в подобных случаях точную ссылку означало бы несколько снизить уровень художественности текста, взгляд квалифицированного читателя спотыкается, как правило, на такую ссылку, и это, пусть на мгновение, но отвлекает его от текста и снижает градус сопереживания. Во всяком случае, со мной это происходит именно так, и мне очень не нравится, когда в романе появляется прекрасное, созвучное событиям стихотворение - и тут же, вдруг, ни с того, ни с сего, ни в лад, ни в попад: "звездочка" и - внизу страницы - ссылка: "Шекспир, сонет номер пятнадцать, перевод Шишкиной-Коперник". На кой черт, спрашивается, надо мне сейчас, именно сейчас, когда я вместе с героем плачу над прекрасными строками, узнавать, чьи это именно за строки и чей перевод? АБС, как правило, пользовались именно "скрытым цитированием", хотя - под давлением редакторов - приходилось иногда делать и сноски, что нам всегда чрезвычайно не нравилось.
* * *
Вопрос: 5. Спасибо Вам большое за книги АБС, но отдельное спасибо - за Голованов. Они у Вас получились совсем настоящими! Как же это они с люденами дружат, а? И как им удалось такого достичь, и, особенно, как им удается "выдерживать такой уровень"? Или они для люденов - как нормальные собаки для нас?
Егоров Евгений klen@iname.ru San Diego, USA - 03/25/00 18:22:15 MSK
Голованы стремятся примкнуть к той галактической расе, которая кажется им самой мощной. Наткнулись на землян - подружились с землянами; встретились с люденами - переметнулись к люденам. Они очень практичны и деловиты, наши голованы.
* * *
Вопрос: 6. Очень жаль, что нет (?) перевода Жука на английский. Я знаю многих и многих американцев, на которых эта книга произвела бы сильное впечатление. Мой приятель даже как-то переводил Жука своим друзьям в устном чтении, и их здорово проняло. Мне кажется, проблема не в том, что у них качество читателя ниже, а в том, что издатели у них не имеют никакого представления о читателях. У меня есть книжка Пелевина по-английски, так ее уже дважды копировали на ксероксе. Такой вот Самиздат по-американски...
Егоров Евгений klen@iname.ru San Diego, USA - 03/25/00 18:24:09 MSK
Почему же нет? В США "Жук" выходил, помнится, в начале 80-х.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Составляю Генеральный свод русской лексики. Имею почти все Ваши произведения в компьютерной форме. Как Вы смотрите на проект частотного словаря Вашей лексики. Делали ли Вы сами попытки составить свой словарь терминов, персоналий, топонимов и т.п. по своим произведениям?
Сергей Владимирович Лесников gowor@online.ru Сыктывкар, Россия - 03/25/00 18:26:09 MSK
Сам я ничем подобным не занимался, но знаю, что работы такого рода существуют. Опубликована "АБС энциклопедия" (словарь терминов, персоналий, топонимов). Есть "Цитатник" - скрупулезный анализ всевозможных цитат (скрытых и открытых), используемых в произведениях АБС. Что-то слышал я и насчет частотного словаря, но толком не упомню. Может быть, БВИ поможет?
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Как Вы считаете, Ваши комментарии не могут "покалечить" уже созданные Вами миры? Имеет ли смысл "разжевывать" произведения для читателей?
Дмитрий Усольцев udv@online.sinor.ru Новосибирск, Россия - 03/25/00 18:29:49 MSK
Я не верю, что какой-либо авторский комментарий способен "покалечить" читательское восприятие текста. Разочароваться в АВТОРЕ - да, такое возможно, но не в тексте (если текст понравился). "Разжевывать", разумеется, ничего не надо. Но почему не ответить на вопросы, которые у читателя возникли? Иногда это идет на пользу обеим сторонам.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Меня долго мучил такой вопрос: как в Ваших произведениях уживаются разные представления о Будущем (я имею в виду "Будущее", как его представляли фантасты в 50-е, 60-е, 70-е и т.д. годы)? Вы, помнится, сами уделили внимание этой проблеме в "Понедельнике", когда заставили бедолагу Привалова путешествовать по разным версиям будущего. У вас в каждой "Вашей" эпохе (Ваш 21 век, ваш 22 век) с каждым новым произведением наблюдается качественный прогресс, и мир, как технологически, так и морально нравственно меняется (а по произведениям время-то одно и то же). Это, конечно, можно объяснить тем, что Вы развиваетесь как писатели (да и времена меняются - меняется и Будущее). Но Ваш мир - это ведь взаимосвязанный цикл произведений! Как вы с Аркадием Натановичем для себя решали проблему этих нестыковок? Это интересно, так как один и тот же мир у Вас - это и мир коммунаров, и мир процветающего либерализма, и мир тотального надзора (я только про Ваш 22 век). И Вы знаете, ИМЕННО ПОЭТОМУ Ваши произведения мне интересны ВСЕ ВМЕСТЕ (это другая сторона моего огромного интереса к Вашим произведениям, в отличие от любви к отдельным Вашим вещам). Ответьте, пожалуйста, что Вы думаете по этому поводу?
Влад vvv1313@mail.ru Краснодар, Россия - 03/25/00 18:31:29 MSK
Я не могу согласиться с Вами. Весь Мир Полудня - един с точки зрения АБС. Там нет никаких противоречий. Просто в разных романах этот мир раскрывается разными гранями. Никакой проблемы "нестыковок" для нас не существовало (и не существует). В частности, нет в этом мире никакого "тотального надзора", есть контроль за опасными флуктуациями прогресса, и этот контроль отнюдь не противоречит "процветающему либерализму".
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Разрешите задать несколько вопросов. 1. В произедениях АБС (по крайней мере в Мире Полудня) прослеживается четкое деление живых существ на обладающих разумом и не-разумных. Иногда люди ошибаются в своих оценках, но сами категории выглядят как очень четкие. Как люди Полудня (ну или по крайней мере конкретные его представители - АБС) их различают?
Влад vvv1313@mail.ru San Diego, USA - 03/25/00 19:15:34 MSK
Это - проблема! Четкой формулировки нет - по той простой причине, что нет ясного и однозначного ОБЩЕГО определения Разума, разумности. Приходится действовать интуитивно, прибегая иногда к весьма частным определениям, вроде: "Украсть может и обезьяна, но только человек способен вернуть украденное".
* * *
Вопрос: Здравствуйте, Борис Николаевич! Во-первых - спасибо. Книги братьев Стругацких значили и значат для меня очень много. И хочу спросить: Ваше отношение к вечному вопросу о цели и средствах? Как Вы считаете сейчас и всегда ли Вы так считали?
Александр Клименко alex@rovno.minjust.gov.ua Ровно, Украина - 03/26/00 18:18:01 MSD
Всегда, сколько себя помню, считал, что цель НЕ оправдывает средства. Она, скорее, диктует их.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович, мне бы очень хотелось бы узнать ваше мнение по поводу фантастики с социальным уклоном. Поскольку она лично мне очень интересна (ставит вопросы по реальным проблемам). В последнее время, на мой взгляд у нас засилие сочинений в стиле экшен далеко не лучшего качества. И еще, я сам пишу, мог бы я как-нибудь отправить вам нечто (выборку) из своей литературщины?
Рождаев Виталий mmm@kovsheg.kiev.ua Киев, Украина - 03/26/00 18:23:10 MSD
К социальной фантастике отношусь самым благожелательным образом, но все зависит от конкретной книги и конкретного автора. Выборку можете прислать "на общих основаниях": 1. Объем не больше 40Кб; 2. Отвечу Вам только в том случае, если текст мне понравится. В противном случае - "молчание".
* * *
Вопрос: Добрый день, Борис Натанович! Как по-Вашему, отдал все-таки Малянов свою папку Вечеровскому, или нет?
Мурад Murad@iatp.baku.az Баку, Азербайджан - 03/26/00 18:29:20 MSD
Думаю, все-таки отдал. Куда деваться?
* * *
Вопрос: Добрый день, уважаемый Борис Натанович, хотел задать вам простой вопрос, недавно я прочитал ваши заметки о том, как вы писали повесть "За миллиард лет до конца света", там упоминалось, что идея пришла к вам при прогулках в поселке Комарово (Лен. обл.)...
Павел propavel@mail.ru С-Пб, Россия - 03/26/00 18:30:37 MSD
Наверное, речь идет все-таки не о "Миллиарде...", а о "Пикнике"?
* * *
Вопрос: ...я сам там снимаю дачу, и интересно ваше мнение по поводу этого места, и пейзажи в "Пикнике" очень похожи с природой данного места , не было ли каких-то определенных мест. Заранее благодарен вам за ответ. А также спасибо вам за ваши книги, они были со мной в самые трудные периоды жизни и всегда мне помогали (даже на высоте 6000 метров в Гималаях).
Павел propavel@mail.ru С-Пб, Россия - 03/26/00 18:31:20 MSD
Природа тех мест безусловно очаровательна, но что-то я не помню, где и как она упоминается в повести.
* * *
Вопрос: Здравствуйте! Прошу извинить за нескромный вопрос и неправильный русский язык. Возникали ли в вашей жизни проблемы, связанные с вашей национальностью? Просто ваши произведения не похожи на стандартные коньюктурные вещи космополитов.
Дмитрий rudis@colloid.chem.msu.ru Столица, Россия - 03/26/00 18:35:21 MSD
Хм. Вопрос не совсем понятен. Вообще-то я русский, и в связи с этим обстоятельством проблем у меня не возникало никогда. Но вот отец у меня был еврей, и это, действительно, неоднократно приводило к проблемам определенного рода. Интересно было бы также уяснить себе, что подразумевается под "стандартными конъюнктурными произведениями космополитов"? Самый знаменитый космополит всех времен и народов это Иосиф Флавий. Вы имеете в виду его? Или (как это происходило в достославном 1948-м) подразумеваются просто "лица еврейской национальности"? Но они все писали по-разному и далеко не всегда бывали конъюнктурны - во всяком случае любим мы их не за это. Бабель, Ильф, Мандельштам, Пастернак, Гроссман, Эренбург... Жванецкий, в конце концов. Уважаемые коллеги! В связи с моим отъездом на "Аэлиту" публикация ответов БНС прерывается до 10 апреля и будет возобновлена сразу же после моего возвращения.
БВИ bvi@rusf.ru Абакан, Россия - 03/26/00 18:36:15 MSD
БВИ.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович, мой вопрос не относится к литературе. Ваше отношение к нынешним депутатам в кандидаты и кого бы вы хотели видеть президентом РФ?
Людмила Lydmila1@iname.ru Москва, Россия - 03/26/00 18:37:54 MSD
Я уже отвечал на аналогичный вопрос. Конкретно: в первом туре буду голосовать за Явлинского, во втором (если он состоится) - за Путина. А президентом хотел бы видеть Чубайса.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! В ответе на один из вопросов Вы сказали, что хотели бы видеть президентом Чубайса. Неужели это правда?! Автор прекрасных произведений отдает свой голос за мошенника? Возможно, я неправ, но мне кажется, что настоящим художникам омерзительны такие люди, как Чубайс. Объясните, пожалуйста, свою позицию.
Сергей s_erge@chat.ru СПб, Россия - 04/12/00 14:19:18 MSD
Не надо повторять злобных вымыслов и домыслов, изобретаемых политическими и идеологическими противниками Чубайса и повторяемых доверчивыми дурачками. Насколько я знаю (а у нас есть общие знакомые), Чубайс безукоризненно честный и порядочный человек. Разумеется, настолько, насколько может быть честным и порядочным человек, занимающийся большой политикой.
* * *
Вопрос: Добрый день, Борис Натанович! На страницах еще каких ваших произведений я могу встретиться с героями повестей "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка о тройке"?
Мурад Murad@iatp.baku.az Баку, Азербайджан - 04/12/00 14:21:30 MSD
Увы, ни на каких больше. Эти страницы так и остались ненаписанными.
* * *
Вопрос: Борис Натанович, два вопроса, если не возражаете. 1. Не возник ли Иван Жилин под воздействием Ивана Гирина из ефремовского "Лезвия бритвы"?
Марина Степанова marina@stolica.ru Москва, Россия - 04/12/00 14:24:26 MSD
В высшей степени сомнительное предположение! Жилин появился в "Пути на Амальтею" - задолго до "Лезвия бритвы". Да и не похож он на Гирина, по-моему.
* * *
Вопрос: 2. Неужели такой прекрасный фрагмент "Хищных вещей века" - про будущих педагогов и воспитателей, которые снимут последнее проклятие в самой бескровной и самой трудной войне, - возник лишь в качестве "прикрытия", как результат давления редакторов?
Марина Степанова marina@stolica.ru Москва, Россия - 04/12/00 14:25:42 MSD
Представьте себе. Авторы отнюдь не считали этот фрагмент "прекрасным". Они относились к нему, как к неизбежному злу и вынужденной залипухе. Авторы полагали, что нарисованная в ХВВ проблема настолько серьезна и опасна, что не терпит простых и наглядных решений. Сто лет, и ни поколением меньше. А скорее всего, еще дольше. И никаких реально существующих педагогов на горизонте...
* * *
Вопрос: Уважаемый БНС! ЗАЧЕМ бронетанковому командиру Репнину, собственно, понадобилась целая необитаемая планета? У меня, конечно, есть на этот счет несколько предположений, но хотелось бы услышать Вашу авторскую версию.
Андрей northerner@mailru.com Deutschland - 04/12/00 14:29:25 MSD
Насколько я помню, Саул просто не находил себе места. Его мучала совесть. Ему было не по себе в теплом безопасном мире, в который он сбежал от своей реальности. Он хотел быть подальше от людей. И от Земли. И ему очень хотелось быть на равных с людьми будущего. В этом смысле дикая необитаемая планета - место почти идеальное.
* * *
Вопрос: И еще: почему Саул так боялся собак? Связано ли это каким-то образом с его лагерным прошлым заключенного?
Андрей northerner@mailru.com Deutschland - 04/12/00 14:33:02 MSD
Безусловно связано. И самым тесным образом. Я не знал ни одного (бывшего) зека, который относился бы к большим собаком с симпатией и без страха.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Пользуясь случаем, задам еще один вопрос. Как я понял, вы являетесь поклонником и знатоком творчества Станислава Лема (я, к слову, тоже, по крайней мере, первое). Как Вы расцениваете его "Магелланово облако"? Ведь нельзя не заметить, что роман вышел слабее остальных его произведений и в сущности нехарактерен для писателя (хотя бы потому, что здесь в первый раз КОНКРЕТНО затронута тема коммунизма, что больше напоминает общий стиль Ефремова). Можно ли предположить, что это было "данью" соцстрою или же на Ваш взгляд существует другая причина?
Андрей northerner@mailru.com Deutschland - 04/12/00 14:35:12 MSD
Это было такое время, когда все писали социальные утопии. В социалистической Польше (как и в СССР) утопии могли быть (разрешались цензурой) только коммунистические. Думаю, главная причина появления "Облака" именно в этом. Интересно, что, насколько я знаю, Лем терпеть не может этого своего романа и никому не позволяет переиздавать его.
* * *
Вопрос: И все же по поводу спецслужб. Не станете же Вы утверждать, что такие люди, как Сикорски не нужны. Кто же будет оберегать общество от напастей и брать на себя ответственность?
Роман Пехов pekhov@mail.ru Екатеринбург, Россия - 04/12/00 14:44:38 MSD
Никогда не утверждал подобных глупостей. И спецслужбы нужны, и такие люди, как Сикорски (к которому авторы всегда относились с большим уважением и симпатией) - тоже. Речь ведь совсем о другом: пока такие спецслужбы будут существовать, будут обязательно гибнуть ни в чем не повинные люди, - даже если во главе спецслужб будут стоять такие бескорыстные, порядочные и субъективно порядочные чиновники, как Сикорски.
* * *
Вопрос: 1) Не выходили ли на Вас какие-нибудь люди из Воронежа, что-нибудь типа клуба или общества любителей творчества?
Алексей imbrion@mail.ru Воронеж, Россия - 04/12/00 14:49:07 MSD
Откровенно говоря, не помню. Может быть, и выходили.
* * *
Вопрос: 2) "Град обреченный"... Там мир писался, как отражение нашей тогдашней страны, или это, так сказать, чистилище, в которое попадают люди, у которых невозможно определить судьбу после смерти, и которые, пройдя его, получают второй шанс, то есть картинка такова: наш мир -" мир эксперимента -" наш мир или ад... Или это просто круги, по которым проходит человек... мир1-эксперимент-мир2... т.е. как бы человек после смерти попадает на следующий круг и все... Кто прав? Как на самом деле? Ответьте, пожалуйста, а то мы тут скоро глотки посрываем спорить...
Алексей imbrion@mail.ru Воронеж, Россия - 04/12/00 14:50:14 MSD
Объективно - Град, это мир, в котором реализуется некий эксперимент над человечеством вообще и над отдельными людьми, в частности. Субъективно (с точки зрения Андрея, например) - это круг испытаний, который он (Андрей) проходит, узнавая нечто существенное о жизни и о себе. Если угодно квинтэссенция реальной жизни.
* * *
Вопрос: В "Граде обреченном" есть небольшая дискуссия по поводу талантливых и бездарных писателей и их произведений. Делается вывод о том, что сколько писателя не корми, сколько не плати - лучше писать не станет, хотя, с другой стороны, мы знаем вполне благополучных (материально обеспеченных) и при этом талантливых авторов. А Ваш писательский опыт - он говорит о том же? Просто интересно, когда Вам лучше писалось: когда Вас признавали и принимали, или когда все писалось заведомо в стол?
Влад vvv1313@mail.ru Краснодар, Россия - 04/13/00 14:00:12 MSD
Лучше всего писалось тогда, когда мы были ЕЩЕ молоды и полны идей, но УЖЕ достаточно опытны и набили руку. Война с цензурой, нападки властей - это все, конечно, играло свою роль, но очень трудно однозначно сказать: положительную или отрицательную. Субъективно это было, разумеется, мучительно и дьявольски болезненно. Но объективно это делало нас более изощренными и заставляло работать буквально на износ (что для писателя полезно). С другой стороны, из-за этого проклятого давления мы многого не написали, что хотелось бы написать, и, наоборот, писали то, без чего можно было бы спокойно обойтись. Так в свое время не был "правильно" написан роман о человеке, жизнь которго двигалась по замкнутому кругу, но зато был написан, скажем, "Малыш", который мы спокойно могли бы не писать вообще. Впрочем, все это чертовски субъективно (многие и многие читатели, я знаю, со мной не согласятся). Теперь, с высоты опыта я могу утверждать только одну (довольно банальную) истину: нужна искра божия и трудоспособность, а все остальное вторично и третично.
* * *
Вопрос: Такой вопрос (простите за наивность). Наставник в "Граде" - это совесть?
Влад vvv1313@mail.ru Краснодар, Россия - 04/13/00 14:10:50 MSD
Да. Об этом в тексте сказано практически впрямую.
* * *
Вопрос: Или здесь все глубже? Вообще, идея Совести, которая экспериментирует над людьми - это потрясающе!
Влад vvv1313@mail.ru Краснодар, Россия - 04/13/00 14:12:23 MSD
Так вопрос авторами никогда не ставился. Но Ваше право его поставить именно так. Действительно, звучит недурно. Особенно, если учесть, что, на самом деле, вся жизнь человеческая есть сплошное экспериментирование с собственной совестью.
* * *
Вопрос: Борис Натанович! Вот и наступил тот самый 2000 год, который для многих людей (и, прежде всего - писателей-фантастов) олицетворял некий Рубикон, символический переход от "настоящего" к "будущему". Есть ли у Вас такое ощущение, что Вы живете в том самом наступившем, наконец-таки, "Будущем"? Ведь, по большому счету, то самое фантастическое Будущее наступило еще в 90-х (мы, правда, судя по книгам, должны были к этому времени уже побывать на Марсе, слетать к Юпитеру (см. "Одиссею" Кларка) и т. д. Ведь мы ждали этого самого 2000-го года именно как наступления Будущего, не правда ли? И можно ли говорить о каком-либо качественном скачке в сознании, мироощущении человека и общества в целом? Ведь мы так любим все подгонять к красным датам! Как Вы считаете?
Влад vvv1313@mail.ru Краснодар, Россия - 04/13/00 14:15:00 MSD
Ну, конечно же, все это - "магия круглых цифр". Никакого "скачка" нет, да и быть не может по определению. В конце концов, половина населения Земли живет вообще по другим летоисчислениям, и наш 2000-й для них не является ни круглым, ни вообще чем-либо знаменательным. Другой вопрос, наступил ли уже XXI век, или мы еще некоторое время еще будем жить в ХХ? Я имею в виду слова кого-то из великих, высказавшегося в том смысле, что XIX век наступил раньше времени - в 1793 (Французская революция) и кончился только в 1914 (Первая мировая). У меня такое впечатление, что ХХ век кончится отнюдь не в 2000-м году, он еще задержится на планете, а событие, которым откроется XXI, еще впереди.
* * *
Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович! Скажите, а кем и где работала Лола из "Лебедей"? А также родители того прыщавого нигилиста и парня в трусах? И сноха Тедди?
Felix Kogan koganf@deshaw.com New York, USA - 04/13/00 14:17:44 MSD
Хороший вопрос! Признаюсь, авторы совсем над этим не задумывались. Лола точно - жила, главным образом, на алименты, а вот все прочие перечисленные? Не знаю. Наверное (и даже наверняка) это не суть важно. Подразумевается, что творческой личностью никто из них не был. "Простые люди".
* * *
Вопрос: Еще вопрос: кому принадлежала гостиница и санаторий (наверное, муниципалитету, правильно)?
Felix Kogan koganf@deshaw.com New York, USA - 04/13/00 14:18:45 MSD
Гостиница принадлежала муниципалитету, а санаторий - Департаменту здравоохранения.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Неужели Вы всерьез считаете апостола Павла, Толстого, протопопа Аввакума, Игнатия Лойолу слабыми людьми?
Grigoriy greg_ko71hotmail.com Toronto, Canada - 04/13/00 14:20:59 MSD
Вот странный вывод из моих слов! Когда я говорю, что религиозность, как правило, присуща людям слабым, я, естественно, имею в виду чисто статистическую закономерность. Что-нибудь вроде: среди "слабых" людей доля религиозных 60%, а среди "сильных" - 20%. (Цифры, разумеется, условные). Просто чем человек слабее и незащищеннее, тем больше вероятность того, что он прибегнет к покровительству высших сил. Как бы они ни назывались: Бог, мощная политическая партия, мафия, Сатана, в конце концов.
* * *
Вопрос: 1. Как бороться с пьянством?
И.Р.Афанасьев igafan@super.spec.net Челябинск, Россия - 04/14/00 15:01:08 MSD
Не знаю. Общего рецепта сегодня не существует. А в каждом конкретном случае надо применять свои, специальные приемы. Я, впрочем, не знаю (лично) НИ ОДНОГО человека, который сумел бы победить этот порок.
* * *
Вопрос: 2. Почему рост цивилизованности ведет к снижению деторождаемости, да и вообще отказу от секса?
И.Р.Афанасьев igafan@super.spec.net Челябинск, Россия - 04/14/00 15:05:04 MSD
Насчет деторождения, насколько я знаю, это не совсем верно. Рождаемость высока у малообразованных и бедных, потом она падает с ростом состоятельности, а при достижении еще более высокого уровня благосостояния снова начинает расти. А насчет секса, - я такое вообще в первый раз слышу. По-моему, цивилизованность на это дело никак не влияет.
* * *
Вопрос: 3. Хотите ли Вы в космос?
И.Р.Афанасьев igafan@super.spec.net Челябинск, Россия - 04/14/00 15:10:42 MSD
Нет. Зачем?
* * *
Вопрос: 4. Почему Вы отказались от легких форм: рассказов, зарисовок и др.?
И.Р.Афанасьев igafan@super.spec.net Челябинск, Россия - 04/14/00 15:22:06 MSD
Не знаю. В какой-то момент (случилось это в самом начале 60-х) мы вдруг почувствовали, что нам неинтересно писать рассказы. То, что мы придумывали, в рассказ больше не помещалось. Так что мы не то, чтобы "отказались писать рассказы", - мы полюбили писать повести.
* * *
Вопрос: 5. В какие игры Вы играете (особенно на компьютере)?
И.Р.Афанасьев igafan@super.spec.net Челябинск, Россия - 04/14/00 15:24:54 MSD
Последние лет десять я только на компьютере и играю. Предпочитаю стратегические игры. "Панцер-дженерал", например.
* * *
Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович! Извините за несерьезный вопрос, но мне с детства интересно знать: как Змея Горыныча запихивали в цистерну? Тут ведь вот какое дело: Змей Горыныч, судя по всему, находится в близком родстве с драконами, а на драконов, как нам известно из всякой драконоведческой литературы, магия ну никак не действует. Таким образом, трангрессировать "родимого" в энту цистерну невозможно! Я задавал этот вопрос моему родителю. Отец, будучи физиком, выдвинул соответствующую гипотезу: Змея Горыныча вывели искуственным путем внутри цистерны. Я же полагал, что цистерну соорудили вокруг уже сформировавшегося Змея. Кто из нас прав? А если никто, то что Вы думаете по этому поводу?
И.Р.Афанасьев igafan@super.spec.net Россия - 04/14/00 15:26:36 MSD
Здесь нет ничего загадочного. Хорошо дрессированного Змея Горыныча ничего не стоит уговорить залезть не то что в цистерну, - в подводную лодку. Это дело техники и сноровки.
* * *
Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович. Прочла недавно в "Итогах" что Герман снимает в Чехии "Трудно быть богом". Из вашего интервью с Хрусталевой я поняла, что Вы надеетесь на хороший фильм. Не расскажете ли, как Вы сами относитесь к уже существующей экранизации Вашей книги, которую поставил Петер Флейшман в 1989 г., и участвовали вы в этой работе лично? Извините, если такой вопрос вам уже задавали, но я очень люблю эту книгу, и все, связанное с ней меня очень волнует.
Оксана petrovao@yahoo.com Miami, USA - 04/14/00 15:33:38 MSD
Фильм Фляйшмана был поставлен без нашего участия, против нашего желания, по плохому сценарию, и получился он, по нашему с АН общему мнению, очень плохим. Есть такое слово - "залипуха". Это - как раз о таких вот фильмах. Надеюсь, что с Германом нам повезет больше.
* * *
Вопрос: Здраствуйте, Борис Натанович. Я хочю поблагодарить вас за книги, на которых я вырос. Вы задали мне высокую жизненную планку, ниже которой я прыгать не хочу. Я боюсь повториться, но все же спрошу. Над чем вы работаете? Появятся ли новые книги?
Павел Широков Shirokov@mail.ru Обнинск, Россия - 04/14/00 15:38:51 MSD
Я никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не отвечаю на эти вопросы. Причин тому много, я назову только одну: еще в незапамятные времена было нами замечено, что стоит только хоть кому-нибудь, хоть что-нибудь, пусть даже вскользь рассказать о текущей работе, - все: работа идет насмарку, и проект гибнет, даже толком не начавшись. "Никогда не говори: делаю, - всегда говори только: сделал". Отличное правило. Всячески рекомендую.
* * *
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! А не могли бы Вы рассказать, на чем основан принцип "никогда, ни при каких обстоятельствах не выступать по ТВ"?
Павел Широков Shirokov@mail.ru Пермь, Россия - 04/14/00 15:40:34 MSD
Это - чисто личное, и никого не должно интересовать. Могу Вас, впрочем, заверить, что ничего трагического или хотя бы общественно-значимого в причинах возникновения этого принципа нет.
* * *
Вопрос: Я думаю, все возможные вопросы задавались неоднократно. И все-таки, почему вы решили вплести в лейтмотив "Миллиарда лет" стихотворение Есано Акико, опустив при этом название этого стиха?
Илья iler@chat.ru Россия - 04/14/00 15:43:20 MSD
Этот прием называется "скрытое цитирование". Прием, достаточно рапространенный и весьма эффективный. Приводить в подобных случаях точную ссылку означало бы несколько снизить уровень художественности текста, взгляд квалифицированного читателя спотыкается, как правило, на такую ссылку, и это, пусть на мгновение, но отвлекает его от текста и снижает градус сопереживания. Во всяком случае, со мной это происходит именно так, и мне очень не нравится, когда в романе появляется прекрасное, созвучное событиям стихотворение - и тут же, вдруг, ни с того, ни с сего, ни в лад, ни в попад: "звездочка" и - внизу страницы - ссылка: "Шекспир, сонет номер пятнадцать, перевод Шишкиной-Коперник". На кой черт, спрашивается, надо мне сейчас, именно сейчас, когда я вместе с героем плачу над прекрасными строками, узнавать, чьи это именно за строки и чей перевод? АБС, как правило, пользовались именно "скрытым цитированием", хотя - под давлением редакторов - приходилось иногда делать и сноски, что нам всегда чрезвычайно не нравилось.